ДОКЛАД
об обобщенной правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности Архивного управления Правительства Чеченской Республики
за 2019 год
 
 
Настоящий доклад об обобщенной правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности Архивного управления Правительства Чеченской Республики (далее – управление) в 2019 году подготовлен во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2. Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и с учетом Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренных подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы (протокол от 09.09.2016 № 7).
 

1. Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность управления при осуществлении регионального государственного контроля

 
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
- постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении правил подготовки органами государственного контроля 2 (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
- постановление Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 № 415 «О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок»;
- постановление Правительства Российской Федерации от 26.11.2015 № 1268 «Об утверждении Правил подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489»;
- приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18.01.2007 № 19 «Об утверждении Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук»;
- приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27.03.2009 № 93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
- приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
- приказ Министерства культуры Российской Федерации от 31.03.2015 № 526 «Об утверждении правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
- постановление Правительства Чеченской Республики от 29.03.2011 № 48 «Об утверждении Положения об Архивном управлении Правительства Чеченской Республики»;
- постановление Правительства Чеченской Республики от 06.02.2018 № 21 «Об утверждении Порядка организации и осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства об архивном деле на территории Чеченской Республики»;
- приказ Архивного управления Правительства Чеченской Республики от 04.03.2013 № 23а «Об утверждении административного регламента исполнения Архивным управлением Правительства Чеченской Республики государственной функции: «Контроль за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации на территории Чеченской Республики».
 

2. Организация и осуществление управлением регионального государственного контроля

 
Организация и проведение проверок управлением осуществлялись в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).
В 2019 году мероприятия по государственному контролю за соблюдением законодательства об архивном деле на территории Чеченской Республики были организованы в соответствии с приказом управления от 01.10.2018 № 57 «Об утверждении плана проведения Архивным управлением Правительства Чеченской Республики плановых проверок деятельности органов местного самоуправления Чеченской Республики на 2019 год» и приказом от 31.12.2018 № 65 «Об утверждении плана проведения Архивным управлением Правительства Чеченской Республики плановых проверок деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Чеченской Республики на 2019 год». Таким образом, в 2019 году управлением в рамках регионального контроля проведены 2 проверки:
1) Администрация Сунженского муниципального района Чеченской Республики (10.09.2019-12.09.2019);
2) Министерство труда, занятости и социального развития Чеченской Республики (07.10.2019-10.10.2019).
Обе проведенные проверки были выездными.
В ходе проведения проверки Администрации Сунженского муниципального района Чеченской Республики выявлены нарушения обязательных   требований федерального законодательства (Федеральный закон от 22.10.2004 № 125 «Об архивном деле в Российской Федерации»), а  также Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук, утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации от 18.01.2007 № 19.
Сроки проведения проверок, установленные ежегодным планом, соблюдены. Сроки и порядок уведомления о начале проведения контрольных мероприятий соблюдены. Своевременно оформлялись и передавались акты проверок и предписания к актам об устранении нарушений законодательства об архивном деле. Заявлений от проверяемых организаций о признании недействительности результатов проверки не поступало.
Внеплановые проверки в 2019 году не проводились.
По результатам проверок составлены справки, которые размещены на официальном сайте управления http://www.arhiv-chr.ru в разделе «Контрольно-надзорная деятельность». Также в  течение 2019 года проводилась работа по внесению новых и актуализации имеющихся документов в данном разделе.
Контрольная деятельность управления является открытой: на официальном сайте управления размещены утвержденные планы проведения проверок деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на 2019 год. Информирование о результатах проводимых проверок, состоянии соблюдения законодательства об архивном деле и об эффективности контроля осуществляется путем размещения информации на официальном сайте управления.
В результате проверок, проведенных в 2019 году в отношении юридических лиц и органов местного самоуправления, во второй организации выявлены нарушения требований законодательства об архивном деле, что составляет 50% от общего числа проверенных в 2019 году организаций.
В целях своевременного устранения выявленных нарушений законодательства выдано 1 предписание с указанием конкретных сроков устранения нарушений.
Меры административного воздействия к подконтрольным организациям в 2019 году не применялись.
Выполнение плана проведения проверок (доля проведенных плановых проверок в процентах от общего количества запланированных проверок):
В 1 полугодии – 0 %.
Во 2 полугодии – 66,6 %.
Итого, за 2019 год доля проведенных проверок в процентах от общего количества запланированных составила 66,6 %.
Доля заявлений, направленных в органы прокуратуры о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, в согласовании которых было отказано (в процентах общего числа направленных в органы прокуратуры заявлений) – 0%.
Доля проверок, результаты которых признаны недействительными (в процентах общего числа проведенных проверок) – 0%.
Доля проверок, проведенных управлением с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам Управления, осуществившим такие проверки, применены меры дисциплинарного, административного наказания (в процентах от общего числа проведенных проверок) – 0%, проверок, проведенных управлением с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения – 0%.
Доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения (в процентах от общего числа проведенных проверок) – 50%.
Доля проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений были возбуждены дела об административных правонарушениях – 0%.
Доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания – 0%.
Доля юридических лиц и органов местного самоуправления, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, явившиеся причиной причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в процентах от общего числа проведенных проверок) – 0%, подобных случаев выявлено не было.
Количество случаев причинения ими вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (по видам ущерба) – 0%, случаев выявлено не было.
Доля проверок, по результатам которых материалы о выявленных нарушениях переданы в уполномоченные органы для возбуждения уголовных дел (в процентах общего количества проверок, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований) – 0%, уголовных дел по результатам проверок не возбуждалось.
Показатели, характеризующие особенности осуществления государственного контроля (надзора) в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны в сфере архивного дела отсутствуют.
По результатам проведенных  проверок управления составляются акты, в случае выявления нарушений обязательных требований – предписания.
Информация о результатах проверок соблюдения законодательства об архивном деле в обязательном порядке размещается на официальном сайте управления.
Жалоб, заявлений, обращений по вопросам реализации контрольно-надзорных и разрешительных функций за 2019 год управление не поступало.
 

3. Сотрудничество с органами местного самоуправления и организациями республики по  решению  вопросов состояния и развития  архивного дела. Оказание организационной, методической и практической помощи

 
3.1. Проведены семинары с органами местного самоуправления  и районными учреждениями республики на тему: «Основы ведения делопроизводства и архивного дела в организации» в соответствии с приказом Архивного управления Правительства Чеченской Республики от 13.02.2019 № 17 «Об утверждении плана-графика проведения Архивным управлением Правительства Чеченской Республики выездных семинаров по архивному делу в муниципальных районах Чеченской Республики в 2019 году»:
21.03.2019 - Шалинский муниципальный район - в семинаре приняли участие 16 человек;
09.04.2019 - Итум-Калинский муниципальный район - 18 человек;
23.04.2019 - Шелковской муниципальный район - 30 человек;
13.28.2019 - Шаройский муниципальный район - 11 человек;
19.09.2019 - Грозненский муниципальный район - 46 человек;
13.10.2019 - Урус-Мартановский муниципальный район - 32 человек;
19.11.2019 - Гудермесский муниципальный район - 30 человек.
3.2. Проведены выездные семинары-совещания в организациях:
- Комитет Правительства Чеченской Республики по архитектуре и градостроительству для проведения семинара;
- Министерство культуры Чеченской Республики и подведомственные ему учреждения и др. по вопросам создания ведомственных архивов.
3.3. Организовано проведение совещаний-семинаров с представителями делопроизводственных служб:
- Мэрии г. Грозного;
- Префектура Ленинского района г. Грозного;
- Префектура Октябрьского района г. Грозного руководителями их структурных подразделений и подведомственных им организаций по вопросу разработки и введения в действие новых индивидуальных инструкций по делопроизводству, разработанных в соответствии с Примерной инструкцией по делопроизводству в государственных организациях, утвержденной приказом Федерального архивного агентства от 11.04.2018 № 44.
3.4. Даны методические рекомендации для дальнейшего руководства в работе ответственным за делопроизводство – в 952 организациях.
3.5. Проверены, отредактированы и оказана помощь в составлении номенклатур дел, инструкций по делопроизводству, описей дел, положений об архивах и экспертных комиссиях и т.п. – 1028 организаций.
 

4. Совершенствование контроля за соблюдением законодательства об архивном деле

 
Совершенствованию контроля за соблюдением законодательства об архивном деле может способствовать увеличение размеров штрафов за правонарушения в области архивного дела, поскольку размеры их неоправданно низкие, назначаемое незначительное наказание не мотивирует соблюдать обязательные требования в будущем (статья 13.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела не имеют оснований для проведения внеплановых проверок в случае поступления обращений, заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, так как согласно Федеральному закону от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» архивные документы не относятся к объектам культурного наследия, а услуги, оказываемые организациями по исполнению на основе архивных документов запросов, связанных с социальной защитой граждан, не попадают под действие Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Однако, имеют место обращения юридических лиц и граждан в Управление о ненадлежащем хранении или утрате (угрозе утраты) архивных документов, о непредставлении справок по запросам социально-правового характера, ненадлежащем их исполнении. Предлагаем рассмотреть возможность внесения изменений в законодательные акты, позволяющих осуществлять уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела внеплановые проверки в случае поступления обращений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушения архивного законодательства.
В связи с имеющими место случаями нарушения архивного законодательства, отсутствием необходимого контроля, который осуществлялся в прежние годы органами управления архивным делом муниципальных районов, городских округов в отношении организаций – источников комплектования, для эффективности контроля как средства, обеспечивающего выполнение установленных законодательством требований и предотвращающего случаи нарушения архивного законодательства, предлагаем делегировать органам местного самоуправления государственные  контрольные полномочия при осуществлении контроля за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации в организациях – источниках комплектования муниципальных архивов.